Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 15.11.2019, 08:30

МБОУ СОШ сВарфоломеевка


Меню сайта

МО учителей русского языка, литературы, истории, англ.языка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по русскому языку 8 класс подготовила учитель русского языка и литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Цели обучения Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: · воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; · совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; · освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; · формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе –102 часа. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Тематическое планирование по русскому языку №Тема, разделКоли-чество часовКонтрольные работы
1Основные разделы лингвистики 71
2Функциональные разновидности русского языка 10 1
3Синтаксис и пунктуация 734
4Повторение изученного.121
Итого:102 часов7
Календарно-тематический план Разделы Тема (название параграфов) Количество часов
Основные разделы лингвистики ( на основе изученного в 5 -- 7 классах) (7 часов) 1 четверть (24 часов (8 недель)) § 1. Русский язык – национальный язык русского народа (уроки 1—2) 2
§ 2. Слово как основная единица языка (уроки 3 — 5).3
§ 3. Русское правописание: орфография и пунктуация (уроки 6 — 8)3
Контрольная работа № 1 -- диктант с языковым анализом (урок 9)1
Функциональные разновидности русского языка (10 часов) § 4. Понятие о функциональных разновидностях русского языка (урок 10)1
§ 5. Разговорная речь (уроки 11 -- 12)2
§ 6. Официально-деловой стиль речи (уроки 13 --14)2
§ 7. Научный стиль речи (урок 15)1
§ 8. Публицистический стиль речи (уроки 16 --17)2
§ 9. Язык художественной литературы (урок 18)1
Контрольная работа № 2 -- зачёт по разделу "Текстоведение" (урок 19)1
Синтаксис и пунктуация (73 часа) Словосочетание как единица синтаксиса (3 часа)Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (урок 20)1
§ 10. Виды словосочетаний (уроки 21 -- 22)2
§ 11. Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Сжатое изложение художественного текста (на основе упражнения 210) (урок 23) 1
Разделы Тема (название параграфов) 11 четверть (24 часов (8 недель))Количество часов
Предложение как единица синтаксиса (15 часов) Основные признаки предложения (5 часов)§ 12. Понятие о предложении (урок 24)1
§ 13. Основные виды предложений (уроки 25--26)2
§ 14. Интонация предложения (урок 27)1
Повторение и обобщение по теме «Основные признаки предложения» (урок 28)1
Структура предложения (10 часов)§ 15. Грамматическая основа предложения. § 16. Подлежащее и способы его выражения (урок 29)1
§ 17. Виды сказуемого и способы его выражения (уроки 30 --31)2
§ 18. Тире между подлежащим и сказуемым (урок 32)1
§ 19. Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении (урок 33)1
§ 20. Второстепенные члены предложения. §21. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений (уроки 34 -- 35)2
§ 22. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений (урок 36)1
§ 23. Обстоятельство как второстепенный член предложения (урок 37)1
§ 24. Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения (урок 38)1
Односоставные предложения (10 часов) § 25. Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений (урок 39)
§ 26. Назывное предложение (урок 40)
§ 27. Определённо-личное предложение (урок 41)
§ 28. Неопределённо-личное предложение (урок 42)
§ 29. Обобщённо-личное предложение (урок 43)
§ 30. Безличное предложение (уроки 44 -- 45)
Обучающее изложение на основе упражнения 411 (урок 46)
Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения" (урок 47)
Контрольная работа № 3 -- зачёт по теме "Односоставные предложения» (урок 48)
Разделы Тема (название параграфов) 111 четверть (30 часов (10 недель))Количество часов
Простое осложнённое предложение (43 часа) Предложения с однородными членами (10 часов) Простое осложнённое предложение и его признаки (урок 49)1
§ 31. Понятие об однородных членах предложения (урок 50)1
§ 32. Способы связи однородных членов предложения (уроки 51 -- 52)2
§ 33. Однородные и неоднородные определения (урок 53)1
Подготовка к сочинению (на основе упражнения 450) (урок 54)1
§ 34. Обобщающие слова при однородных членах предложения (уроки 55 -- 56)2
§ 35. Культура речи. Употребление однородных членов предложения (урок 57)1
Повторение и обобщение по теме «Предложения с однородными членами» (урок 58)1
Контрольная работа № 4 -- диктант с языковым анализом по теме «Предложения с однородными членами» (урок 59)1
Предложения с обособленными членами (22 часа) § 36. Понятие об обособленных членах предложения (урок 60)1
Изложение (на материале упр. 478) (урок 61)1
§ 37. Обособление определений и приложений (уроки 62 -- 66) 2
Контрольная работа № 5 -- изложение с элементами сочинения (на основе упражнения 503) (урок 67)1
§ 38. Обособление обстоятельств (уроки 68 -- 70)3
§ 39. Обособление дополнений (урок 71)1
§ 40. Обособление сравнительных оборотов (уроки 72 -- 74)3
§ 41. Уточняющие и присоединительные члены предложения (уроки 75 -- 76)2
§ 42. Культура речи. Употребление обособленных членов предложения (уроки 77 -- 78)2
Резерв 2
Разделы Тема (название параграфов) Количество часов
1V четверть (24 часов (8 недель)) Повторение и обобщение по теме "Обособленные члены предложения" (на основе упражнения 557) (уроки 79 -- 80) 2
Контрольная работа № 6 – диктант с языковым анализом по теме "Предложения с обособленными членами" (урок 81)1
Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями (10 часов) § 43. Предложения с вводными и вставными конструкциями (уроки 82 – 85)4
§ 44. Предложения с обращениями (уроки 86 – 88)3
§ 45. Предложения с междометиями и словами да, нет (уроки 89 – 90)2
Повторение и обобщение по теме "Предложения вводными конструкциями, обращениями и междометиями" (урок 91)1
Повторение изученного (12 часов) § 46. Пунктуация (уроки 92 – 97)6
Функциональные разновидности языка (уроки 98 -- 99)2
Контрольная работа № 7 – диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам повторения (урок 101)1
Анализ итоговой контрольной работы (диктанта с языковым анализом и творческим заданием) и подведение итогов изучения курса русского языка в 8-м классе (урок 102) 1
Содержание тем учебного курса Основные сведения о языке и речиУпотребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
РУССКИЙ ЯЗЫК - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА (2 ч)
Язык как основное средство общения в национальном кол­лективе. Русский язык как государст­венный язык РФ. Русский язык как средство межнацио­нального общения народов России и стран СНГ.Бережное и сознательное отно­шение к русскому языку как к национальной ценности.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (на основе изученного в 5—7 классах) (7 ч)
Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значе­ния, грамматических призна­ков и особенностей употребле­ния в речи. Трудные случаи различения слов разных частей речи. Трудные случаи орфографии Основные функции знаков препинания: завершение пред­ложений (знаки завершения), разделение на смысловые отрез­ки (разделительные знаки), выделение смысловых отрез­ков (выделительные знаки). Трудные случаи пунктуации.Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологи­ческий анализ слов. Различение слов разных час­тей речи. Правописание НиНв словах разных частей речи; слитное и раздельное написание созвуч­ных слов; слитное и раздель- ное написание не и ни со сло­вами разных частей речи. Постановка знаков препина­ния перед союзом и, а также в простом осложненном пред­ложении

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (10 ч)
Функциональные разновидно­сти языка: разговорный язык, функциональные стили (науч­ный, публицистический, офи­циально-деловой), язык худо­жественной литературы. Основные сферы общения: научная, деловая; обществен­но-политическая; разговорно-бытовая; словесно-художест­венное творчество. Задачи речи: передача инфор­мации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Основные способы воздействия на читателя (слушателя): с по­мощью логических аргумен­тов, с помощью художествен­ных образов. Основные признаки устной и письменной речи. Разговорная речь. Особенности разговорной речи по цели высказывания (обмен мыслями), по сфере примене­ния в устной (беседа в неофи­циальной обстановке) и пись­менной (дружеские письма) речи. Основные жанры разго­ворной речи: рассказ, беседа, спор. Интонационные особенности разговорной речи, роль мими­ки и жестов в устном обще­нии. Синтаксические средства раз­говорной речи: побудитель­ные, вопросительные, воскли­цательные предложения; обра­щения, преимущественно про­стые предложения; неполные предложения, вводные слова и предложения и др. Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания офи­циально-делового стиля речи: передача деловой информации. Стандартное расположение материала в деловых докумен­тах. Основные жанры официально-делового стиля: объявление (устное и письменное), распис­ка, доверенность, заявление, характеристика, автобиогра­фия, резюме. Синтаксические особенности официально-делового стиля: повествовательные предложе­ния, прямой порядок слов. Публицистический стиль. Цель публицистического высказывания — воздействие на слушателей или читателей. Сфера применения публици­стического стиля в устной (выступления на съездах, ми­тингах, собраниях) и письмен­ной (статьи в журналах и га­зетах) речи. Основные жанры публицистического стиля речи: выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. Интонационные и синтаксиче­ские особенности текстов пуб­лицистического стиля (пред­ставления, распространенные обращения, вводные слова и предложения, обратный порядок слов, расчлененные предложения (*парцелляция), риторические вопросы и вос­клицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды одно­родных членов, перечисли­тельные ряды со значением градации, контрастные сопо­ставления и т. п.). Параллельный способ связи предложений в тексте публи­цистического стиля. Язык художественной литера­туры. Его особенности по цели высказывания: эмоциональное воздействие на слушателей, читателей. Метафора, сравнение, олице­творение, эпитет как средства выразительности художествен­ной речи (обобщение). Анализ речевого высказыва­ния с точки зрения его соотне­сенности с функциональными разновидностями языка, сфе­рой общения, задачами речи. Использование основных спо­собов воздействия на читателя (слушателя). Использование языковых средств разговорной речи: раз- говорных слов, фразеологиз­мов, слов с суффиксами, при­дающими слову разговорный характер (работяга, лисонька, Клавка и т. п.). Использование интонацион­ных особенностей разговорной речи, мимики и жестов в устном общении. Употребление синтаксических средств разговорной речи. Устный рассказ на заданную тему. Использование языковых средств официально-делового стиля: устойчивых сочетаний (на том основании, что...), сложных союзов (ввиду того, что), отыменных предлогов (в целях, за счет...), особой лек­сики (официальной, канцеляр­ской), числительных, отсут­ствие экспрессивных средств. Использование языковых средств публицистического стиля: экспрессивной лексики, авторских неологизмов, много­значных слов; форм повели­тельного наклонения глагола и т. п. Использование метафоры как средства публицистического стиля. Создание портретного очерка (рассказ об интересном челове­ке), проблемной статьи («Ком­пьютер — "за" и "против"»), репортажа-повествования о со­бытии (посещении театра, экс­курсии, походе), репортажа-описания памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея). Уместное использование ха­рактерных для публицистики выразительных средств языка. Использование в художествен­ных текстах специфических языковых средств: фонетиче­ских (звукопись), словообразо­вательных (индивидуально-ав­торские неологизмы, повторы слов), лексических и фразео­логических, морфологических, синтаксических (односостав­ные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диа­логи и т. д.). Использование метафоры, срав­нения, олицетворения, эпитета как средств выразительности художественной речи (обобще­ние). Использование разных стилей речи в художественном произ­ведении. Лингвистический анализ художественного текста, его выразительное чтение
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (73 ч) СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ КАК РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (2 ч)
Синтаксис как раздел лингви­стики. Словосочетание и предложе­ние как предмет изучениясинтаксиса (обобщение изу­ченного). Интонационные средства синтаксиса, их грам­матическая и смыслоразличи-тельная роль: логическое уда­рение, пауза, мелодический тон, темп, мелодический рису­нок предложения (обобщение изученного). Пунктуация как раздел линг­вистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. *Некоторые сведения из исто­рии русской пунктуации Использование синтаксиче­ских средств русского языка: форм слов, смысловой и грам­матической связи их в составе словосочетания и предложе­ния; служебных слов как средства связи слов (предло­гов, союзов); порядка слов в предложении; интонации предложения. Смыслоразличительная роль знаков препинания. Взаимо­связь смысла, интонации и пунктуации предложения.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА (3 ч)
Словосочетание и его призна­ки. Виды словосочетаний по характеру выражения главно­го слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида. Виды словосочетаний по спо­собу связи слов: согласование, управление, примыкание. Окончание как средство связи слов в словосочетании (согла­сование). Окончание (и предлог) как средство связи слов в слово­сочетании (управление). Особенности связи слов в сло­восочетаниях, построенных по типу примыкания. *Виды словосочетаний по сте­пени спаянности компонентов (свободные и несвободные), по структуре (простые и сложные). Культура речи. Правильное употребление словосочетанийРаспознавание и моделирова­ние словосочетаний всех ви­дов. Синтаксический разбор слово­сочетаний. Уместное использование сино­нимичных по значению слово­сочетаний. Различение свободных и не­свободных, простых и слож­ных словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексиче­ских норм при построении словосочетаний разных видов. Нормативное построение сло­восочетаний по типу согласо­вания (маршрутное такси, далекие США, обеих сестер — обоих братьев). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употреб­ление предлогов в составе сло­восочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА (15ч) ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч)
Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонацион­ные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Соотнесенность предложения с действительностью ^преди­кативность). ^Грамматические средства выражения предика­тивности: категория времени, категория лица, категория модальности. Речевое высказывание и рече­вая ситуация. Цели речевого высказывания. Виды предложений по цели высказывания: повествова­тельные, вопросительные, побудительные. Интонация повествовательного предложения в русском языке (мелодическая вершина в на­чале или середине предложе­ния). Интонация вопросительного предложения (повышение тона к концу предложения, логическое ударение на слове, в котором заключена суть во­проса). Виды предложений по эмоцио­нальной окраске: восклица­тельные и невосклицательные. Интонационная особенность восклицательных предложе­ний и использование в них частиц (что за, ну и и т. п.), междометий. Виды предложений по харак­теру выражения отношения к действительности: утверди­тельные и отрицательные. Виды предложений по нали­чию второстепенных членов: распространенные и нераспро­страненные. Виды предложений по нали­чию необходимых членов предложения: полные и не­полные. Предложение как элемент текста. *Контекстуальное значение слова в предложении. Слово-предложение. (Да. Мороз. Замечательно! Где? и т. п.). Определение границ предло­жений и способов передачи их в устной (интонация) и пись­менной речи (знаки препина­ния в конце предложения). Использование вопроситель­ных слов и частиц в вопроси­тельных предложениях как средства точной формулировки мысли и воздействия на собе­седника. Использование риторического вопроса как экспрессивно-сти­листического средства. Исполь­зование вопросно-ответной формы предложений как сред­ства выразительности русской речи. Использование языковых форм выражения побуждения в побудительных предложе­ниях; форм повелительного наклонения глагола (Читай!), инфинитива (Читать!), форм других наклонений (Почитал бы ты.), частиц (Пусть идет. Давай скажу.), интонации. Способы выражения разных смысловых оттенков побужде­ния (приказ, просьба, совет, разрешение, призыв) и умест­ное употребление их в речи. Использование речевых эти­кетных формул смягчения приказа (будьте добры, не затруднит ли вас и т. п.). Передача с помощью интона­ции чувства радости, восхище­ния, грусти, негодования, страха, удивления и т. п. при произношении восклицательно­го предложения. Использова­ние риторического восклицания как экспрессивно-стилистиче­ского средства. Уместное и выразительное ис­пользование мимики и жестов при произношении восклица­тельных предложений. Использование экспрессивных средств выражения значения утверждения (риторического вопроса, утвердительных частиц). Использование языковых средств выражения отрица­ния: отрицательной частицы не с разными членами предло­жения; частицы ни в предло- • жениях типа Ни души; фразе­ологических оборотов (ни при чем), отрицательных местои­мений, наречий с приставками не- и ни-, слов нет, нельзя, невозможно, немыслимо и т. п. Уместное использование в от­рицательных предложениях речевых этикетных формул смягчения отказа (извините, должен вас огорчить и т. п.). Выделение различными способами актуальной (новой) информации в составе предложения: порядок слов, интонация (пауза, понижение-повышение голоса, логическое ударение), частицы, особые конструкции (что касается... то..., кто... так это... и т. п.). Различение распространенных и нераспространенных предложений. Использование неполного предложения в условиях кон­текста. Употребление непол­ных предложений в диалоги­ческой речи; соблюдение в устной речи интонации неполных предложений. Способы связи предложений в тексте (обобщение изученно­го): повтор одного и того же слова, однокоренных слов; использование синонимов, местоимений; интонация. Образное употребление слова в составе необычных по струк­туре словосочетаний (меня пе­релистать, переехать в сны и т. п.). Экспрессивное использование в предложении словосочета­ний с опущенным зависимым словом (рассчитать от и до волноваться по поводу и без). Синтаксический разбор предложении изученных конструкции.
СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО
Грамматическая (Предикативная) основа предложения - Основные типы грамматических основ (обобщение): - сущ. (мест.) + глагол; - сущ. (мест.) + при лаг.; - сущ. (мест.) + сущ. Морфологические способы выражения подлежащего и разных видов сказуемого: -- просто го глагольного и составного - (именного и глагольного). Способы связи сказуемого с подлежащим. Предложения нераспространенные и распространенные. Синонимия нераспространенных и распространенных предложении. Второстепенные члены пред­ложения, их виды и способы выражения: определение (со­гласованное, несогласованное, приложение), дополнение (прямое и косвенное); обстоя­тельство (времени, места, об­раза действия, цели, причи­ны, условия уступки). Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Культура речи. Правильное построение простого предло­жения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Определение грамматической основы (грамматических основ) в простом и сложном предложениях. Определение морфологических способов выражения главных членов предложения. Различение разных видов сказуемого. - Постановка тире между подлежащим и сказуемым. - Синонимическая замена разных видов сказуемых (Маша - больна. Маша больная. Маша болеет. Маша может заболеть.). - Синонимическая замена нераспространенных и распространенных предложении. Изобразительная функция второстепенных членов пред­ложения и использование ее в речи. Использование обстоя­тельства времени как средства связи предложений в повест­вовательных текстах. Соблюдение синтаксических норм при построении предложения. Координация подлежащего и сказуемого в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложно­сокращенными словами. Правильное употребление второстепенных членов пред­ложения. Редактирование предложений, в которых нарушены синтак­сические нормы. Использование прямого и обратного порядка (инверсия) в текстах разных стилей.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ч)
Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предло­жений: именные (назывное), глагольные (определенно- личное, неопределенно-лич­ное, обобщенно-личное, безличное). Типичные модели назывных предложений (Дом. Какой дом! Вот дом. Вот и дом. Вот так дом. Ну и дом.). *Именительный представле­ния. Типичные модели односостав­ных глагольных предложений: определенно-личное (Прошу слова. Иди(те) домой. Идешь домой?); неопределенно-лич­ное (В саду работают.); обоб­щенно-личное (Цыплят по осени считают.); безличное (Смеркается. Можно играть. Мне весело. Нет времени.). Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив, краткое страда­тельное причастие среднего рода, слова категории состоя­ния, отрицательное слово нет, глаголы быть, стать, оказа­ться и др. с отрицанием (не было, не оказалось, не удалось).Различение двусоставных и односоставных предложений. Использование синонимии односоставных предложений Использование назывных предложений в текстах раз­ных стилей. Использование именительно­го представления в речи. Использование односоставных предложений в обобщенном значении и в пословицах, афо­ризмах, крылатых выраже­ниях. Использование синонимии од­носоставных и двусоставных предложений. Определение морфологическо­го средства выражения глав­ного члена в безличном пред­ложении.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (43 ч)
Простое осложненное предложение и его признаки (обобщение изученного). Предложения с однородными членами. Однородные члены предло­жения, их признаки, способы связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация). Интонационные и пунктуацион­ные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Особенность интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Культура речи. Основные син­таксические нормы построения предложений с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Обособление как смысловое, интонационное и пунктуа­ционное выделение группы членов предложения. Обособленные второстепенные члены предложения со значе­нием добавочного сообщения (обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, обособленные сравнительные обороты), обо­собленные уточняющие члены предложения. Обособленные определения и приложения. Интонационные и пунктуа­ционные особенности предло­жений с обособленными опре­делениями. Причастный обо­рот как разновидность распро­страненного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Интонационные и пунктуа­ционные особенности пред­ложений с обособленными обстоятельствами Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения. Интонационные и пунктуа­ционные особенности предло­жений с обособленными дополнениями. Сравнительный оборот. Интонационные и пунктуа­ционные особенности предло­жений со сравнительным оборотом. Уточняющие члены предложе­ния. Интонационные и пунктуаци­онные особенности предложе­ний с уточняющими членами. Культура речи. Основные син­таксические нормы построе­ния предложений с обособлен­ными членами. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Интонационные и пунктуационные особенно­сти предложений с вводными словами. Группы вводных слов и выра­жений по значению. Вводные предложения. Вставные конструкции. Обращение (распространенное и нераспространенное) и спо­собы его выражения. Интонационные и пунктуа­ционные особенности предло­жений с обращением. Основные функции обраще­ния: звательная, оценочная, изобразительная. Культура речи. Основные син­таксические нормы построе­ния предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Синтаксический разбор пред­ложений с однородными чле­нами. Использование разных типов сочетаний однородных членов (парное соединение, с повто­ряющимися союзами, с состав­ными союзами) как средства выразительности речи. Построение предложения с несколькими рядами одно­родных членов; интонацион­ные и пунктуационные осо­бенности таких предложений. Различение однородных и неоднородных определений на основе смыслового, интона­ционного и грамматического анализа предложения. Упо­требление прямого и перенос­ного значения слова в качестве однородного(неоднородного) определения. Постановка зна­ков препинания в предложе­ниях с однородными и неодно­родными определениями. Использование предложений с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. Постановка знаков препинания в предло­жениях с обобщающими сло­вами при однородных членах. Правильное построение и вы­разительное чтение предложе­ний с однородными членами. Правильное построение предложении с однородными чле­нами, соединенными союзами не только..., но и...; как..., так и... и др. Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих. Синтаксический разбор пред­ложений с обособленными членами. Ипользование обособленных определений и приложений в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях с обособлен­ными и необособленными опре­делениями и приложениями. / Использование обособленных обстоятельств в текстах раз­ных стилей и типов речи.
Постановка знаков препина­ния в предложениях с обособ лен